Еврейская автономная область
- Природные особенности, древности
- Казачество, станция Тихонькая
- Транссибирская магистраль, станция Облучье
- Штурм Волочаевских высот (Гражданская война)
- Комитет трудящихся евреев (Комзет)
- Переселенцы и колхозы (Бирофельд и др.)
- Село Амурзет
- Довоенная культура Еврейской автономии
- Жители ЕАО в Великой Отечественной войне
- Послевоенное развитие Еврейской области
- Возрождение еврейской культуры
- Итоги и перспективы
В конце 1920-х годов были предприняты меры по поиску места для расселения «трудящихся евреев» с Украины и из Белоруссии. Одно из предложений — переселить евреев на Дальний Восток — было воплощено в жизнь. На реке Бира близ станции Тихонькая был основан город Биробиджан — столица Еврейской автономии.
Часть переселенцев действительно была охвачена энтузиазмом и ехала создавать в пустынном краю эффективные общинные хозяйства. Ими были основаны крупные колхозы и новые населенные пункты — Бирофельд, Амурзет и другие. Еврейская интеллигенция предприняла попытку создать в Биробиджане свою специфическую культурную среду. Сталинский режим вскоре понял сколь опасно объединять изгоев: почти вся административная верхушка и интеллигенция Еврейской автономной области была репрессирована.
В годы войны Еврейская область была со всей страной. После войны жила не выделяясь, отказавшись от международных связей с соплеменниками. Специфика национальной культуры в ЕАО заметно проявилась в театральной деятельности, основанной на творчестве Шолом-Алейхема. Когда руководство СССР ослабило административно-респрессивный механизм, многие евреи, в том числе с Дальнего Востока, уехали в Израиль и Америку. С другой стороны, в Еврейской автономной области были созданы необходимые условия для обеспечения культурного развития титульной национальности — открылась синагога, были созданы религиозно-просветительские общества, стали проводиться фестивали еврейской культуры.